Сергей Ольшанский: «Ты что, убил кого-то?» — спрашивали офицеры на Камчатке»

  • Эта статья в архиве

Во время дерби «Спартак» — ЦСКА бронзовый призер Олимпийских игр-1972, по его признанию, испытывает «раздвоение личности».

А все потому, что прожил в футболе необычную жизнь: был капитаном и красно-белых, и красно-синих, сохранив и к тем, и к другим добрые чувства.

Мы встретились в офисе «Ники» на стадионе «Труд», что на Варшавском шоссе. Ольшанский — генеральный директор этого клуба, команда которого несколько сезонов провела во втором дивизионе, а сейчас выступает в любительском чемпионате Москвы.

— В «Спартаке» я состоялся как игрок, именно из него меня пригласили в сборную страны, — говорит Сергей Петрович, которому в конце мая исполняется 73 года. — В этом клубе ко мне всегда относились тепло. Приглашают на праздничные мероприятия и ветеранские турниры, после которых встречаемся за столом. Армии же отдал 23 года, до полковника дослужился. Парадный мундир вон в шкафу висит.

Когда демобилизовался в 2005-м, Назар Петросян позвал в «Нику». Он в ней президент, а Олег Романцев, Михаил Гершкович и Александр Тарханов — соучредители. Был начальником команды, потом стал генеральным директором. Говорил Назару, что не понимаю специфики этой должности, но все-таки согласился: «Смотри только, чтоб без подставы». Постепенно освоился, да и компетентные люди помогают. У нас в ведении два больших поля и одно мини-футбольное. Их сейчас академия «Торпедо» арендует.

— Романцев наведывается?

— До недавней операции на сердце приезжал, когда собирались ветераны. Сам уже не играет, конечно. А я в 2007-м прекратил, когда от рака умерла жена. Настроение пропало.

— Какой же период своей футбольной жизни вспоминаете с особым удовольствием?

— Спартаковский, шесть с половиной сезонов, пусть он и получился драматичным.

В 69-м уже во второй игре за основную команду «Спартака» — а поначалу я выходил в нападении — защитник кутаисского «Торпедо» Автандил Цверава так засадил сзади по голеностопу, что по сей день сказывается. Известный хирург Зоя Сергеевна Миронова заявила, что надо оперировать. «Гарантируете, что в футбол смогу играть?» — спрашиваю. «Кто же тебе такую гарантию может дать?» — «Так что же делать?» — «Перебинтовывай».

Сколько играл, всегда приходил в раздевалку за час до игры и бинтовался. Надо мной смеялись даже. Но иначе никак. Жилка перескакивает из одной позиции в другую, а бинт ее держит. Хожу нормально, а бегать без бинта не могу.

Полгода тогда пропустил, утратил чувство мяча. В дубль перестал попадать. Уже подумывал уходить из «Спартака». Но мой отец и Николай Петрович Старостин в меня верили и всячески ободряли. И вот в начале лета 71-го года, когда мы поехали на «халтуру» в Астрахань, главный тренер Никита Симонян поставил центральным защитником. Получилось! А тут в Ташкенте «сломался» Вадим Иванов, и я встал на его место. А Вадик на этом играть в «Спартаке» закончил.

***

Тарасов ослаблял конкурентов с помощью министра обороны

— В 1975 году случилась знаменитая история с вашим призывом в армию…


— 21 мая олимпийская сборная, в которой я был капитаном, обыграла в Лужниках со счетом 3:0 югославов в отборочном матче к Играм в Монреале, а 28-го мне исполнялось 27 лет. С этого возраста на срочную службу не призывали.

Собирался подать документы для сдачи государственного экзамена в Институте физкультуры, как вдруг утром заявляется лейтенант. «Хорошо, — говорит, — поехали в институт, но только в моем сопровождении». Встретился нам там Александр Васильевич Варюшин. Пошутил: «Ты теперь такой крутой стал, что с охраной ходишь?»

— Но ведь в то время у студентов были отсрочки от армии. Выходит, вас призвали незаконно?!

— Пока учился, не призывали. А госэкзамен сдать не дали.

…Из института меня повезли в подмосковный город Железнодорожный, а оттуда спустя день — в аэропорт и на Камчатку. Офицеры удивлялись: «Это ты?! Мы же на днях смотрели трансляцию матча с югославами. Ты, наверное, убил кого-нибудь, вот тебя в армии и спрятали».

Сначала определили писарем, потом, когда министр обороны Гречко потребовал, чтобы служил на общих основаниях, — помощником гранатометчика. Впрочем, камчатская эпопея продолжалась недолго. Через три месяца я оказался в хабаровском СКА.

— Зачем же игрока не только олимпийской, но и первой сборной — а к тому времени вы успели побывать и в ней капитаном, — отсылать в часть?

— Это-то и возмутило многих. Тогда же призвали и отправили в Чебаркуль, что в Челябинской области, капитана «Торпедо» Вадима Никонова. А ватерполиста Александрова Кабанова заслали на остров в Баренцевом море, не посмотрев на то, что он олимпийский чемпион.

— Хотели показать, что в стране служат все? Но ведь это все равно было не так. В часть футболистов отправляли в наказание. Вагиза Хидиятуллина, например, за то, что он хотел покинуть ЦСКА и вернуться в «Спартак». Почему же за вас так крепко взялись?

— В то время поднимать футбольный ЦСКА назначили известного хоккейного тренера Анатолия Тарасова. Как я впоследствии узнал, Гречко обещал ему генеральское звание, если сделает армейскую команду чемпионом. Вот Тарасов, тесно общавшийся с министром, и захотел с его помощью ослабить конкурентов.

— Но почему бы не взять вас в ЦСКА? Тем более, что армейская команда выступала плохо и заняла в итоге, как и годом ранее, 13-е место, едва не вылетев в первую лигу.

— Видимо, Тарасов думал, что и без меня все получится. Нападающего Юрия Чеснокова как раз тогда взяли в ЦСКА из «Локомотива». А Александр Минаев, чтобы избежать повторения моей истории, ушел из «Спартака» в «Динамо». Там были свои тараканы, но это все-таки не армия.

Кстати, я не протестовал. Раз положено служить, то положено. Лишь позвонил с разрешения офицера, который за мной приехал, Старостину. «Сергей, мы ничего не можем сделать». Перед этим Николай Петрович погорел, когда «отмазывал» каким-то образом от армии вратаря Юрия Дарвина, и ему пригрозили: «Еще раз такое сделаешь — посадим».

Позвонил также Бескову, возглавлявшему олимпийскую сборную. Вышли на Константина Черненко, будущего генерального секретаря и динамовского болельщика, которого Бесков хорошо знал — бесполезно. В то время вторым человеком в стране был Гречко.

— Почему же у Тарасова не получилось в футболе?

— Потому, что это не хоккей. Его методы не прижились. Тарасов вводил хоккейные тренировочные упражнения: заставлял кувыркаться в гору, таскать партнеров на плечах. Когда рассказывали, что он творил, у меня последние волосы вставали дыбом. У пятерых игроков произошло опущение сердечной мышцы.

— Как же хоккеисты выдерживали?

— Они играют смену меньше минуты, а потом отдыхают. Своя специфика.

Обратно в «Спартак» не позвали

— Сами как считаете: потеряли как футболист за год отсутствия в большом футболе?


— Конечно, крылья подрубили. В 27 лет футболист уже зрелый, но сил еще много. Впрочем, на Камчатке я пробыл лишь три месяца. Потом в связи с болезнью маленькой дочери отпустили в Москву, а оттуда я отправился в Хабаровск, где играл за местный СКА. Команда выступила хорошо, пробилась в переходный турнир, где ее «подпарили» судьи — не нужен был клуб с Дальнего Востока в первой лиге. Меня же вызвал командующий: «Выписывай жену — мы тебе квартиру в Хабаровске дадим». Но я поблагодарил и только попросил разрешить съездить в отпуск.

В ЦСКА вместо Тарасова как раз собирались назначить Бескова. «К вам с удовольствием пойду», — сказал я ему. И мне, когда находился в отпуске, предписали явиться в ЦСКА. Вдруг — бах, назначают Алексея Мамыкина.

— Почему не подались обратно в «Спартак»?

— Я хотел туда вернуться. Но сняли Старостина. Если Никонову Валентин Иванов четко сказал: «Дослужи и возвращайся», — то Анатолий Крутиков и его помощник Галимзян Хусаинов, возглавившие «Спартак» в 1976 году (при них клуб тогда вылетел в первую лигу), во мне заинтересованности не проявили. Если бы меня позвали, согласился бы и строил бы соответствующим образом свои планы. В ЦСКА между тем предложили офицерское звание — младшего лейтенанта. «Нет, — говорю, — позвольте сдать госэкзамен и дайте старлея, тогда соглашусь». Так и договорились.

— Спартаковские болельщики не освистывали?

— Нет, отнеслись с пониманием. Некоторые задавали вопросы. Отвечал: «Если бы вы знали мою судьбу, поменяли бы мнение».

***

Читайте также:
0 / 0
1206 20
Футбольные новости
8 0

"Спартак" должен достойно финишировать. Прогноз на матч с "Рубином"

Прогноз эксперта Bobsoccer.ru Александра Владыкина на матч 29-го тура МИР РПЛ "Спартак" - ...

83 2

Юрий Семин: Тюкавин? Лучшим игроком станет футболист, который выиграет золото

Бывший главный тренер «Локомотива» Юрий Семин в беседе с корреспондентом «РБ ...

482 11

Пономарёв - о работе Федотова в ЦСКА: «Тот случай, когда тренер и клуб не подходят друг другу»

Ветеран ЦСКА Владимир Пономарёв в беседе с корреспондентом сетевого издания ...

288 10

Сторожук – о лицензии для РПЛ: в «Арсенале» очень расстроены, все должны быть в равных условиях!

Главный тренер «Арсенала» Александр Сторожук высказался о решении Российского ...

112 2

Червиченко: Тюкавин — лучший футболист сезона РПЛ, а Личка — лучший тренер

Бывший президент «Спартака» Андрей Червиченко назвал 21-летнего нападающего ...

218 1

Клубы из Катара и ОАЭ интересуются хавбеком «Зенита» Бакаевым

Как стало известно Metaratings.ru, клубы из Катара и ОАЭ проявляют интерес к 27-летнему ...

249 1

«Промес в любом случае практически потерян для «Спартака» — Наумов

«Спартаку» нужно принять факт, что голландский полузащитник Квинси Промес ...

Голосование

Какая команда станет чемпионом России?

«Динамо»
60.9%
«Зенит»
26.3%
«Краснодар»
1.5%
Очень сложно сказать
10.5%
Популярное
10318 524

Лучше бы ЦСКА и «Зенит» пробили пенальти до матча

Грустное зрелище и грустные события в Санкт-Петербурге.

8517 448

«Зенит» и золотая лихорадка. Продолжение следует

По горячим следам матча «Зенит» - ЦСКА.

6758 365

ЦСКА выстоял и взял Санкт-Петербург

Армейцы выиграли в гостях у "Зенита" – 1:0.

8066 351

«Зенит». Что делать

За два тура до финиша.

8974 334

Какой будет реакция ЦСКА на провальный сезон

Вылет из Кубка России подвел черту под худшим сезоном ЦСКА за двадцать с лишним ...

Сейчас обсуждают