Вячеслав Малафеев о трансферах "Зенита", конфликте с Дзюбой и своей работе в клубе

  • Эта статья в архиве

Большое эксклюзивное интервью Вячеслава Малафеева.

Специально для bobsoccer.ru пятикратный чемпион России, обладатель Кубка УЕФА и Суперкубка Европы, экс-заместитель спортивного директора «Зенита» анализирует свою работу в петербургском клубе и раскрывает детали по переговорам с Антоном Заболотным и Магомедом Оздоевым. Мог ли «Зенит» приобрести Джикию и Миранчуков? Кому принадлежит идея приглашения Азмуна и почему в «Зенит» не перешли Смолов и Ахметов? Ответы на эти и другие вопросы только на bobscoccer.ru.

- После вашего расставания с «Зенитом» прошло три месяца. Сделал ли клуб анализ совместной работы?

- Нет. Жалею, что в нашем парадоксальном мире глобального анализа сделано не было.

- Тогда этот недостаток устраним мы. Первое: на мой взгляд, «Зенит» должен быть благодарен вам за Андрея Мостового, отметившегося результативным действием в поединке с «Тамбовом».

- В ситуации с Андреем есть и работа клуба, и стечение обстоятельств, и конструктивная позиция агентов, заинтересованных в этом переходе. Были учтены все риски со стороны «Зенита», на мой взгляд, у Андрея есть потенциал, который с учетом дефицита игроков сборной на этой позиции, открывает ему хорошие перспективы в «Зените».

- В прессе не раз муссировалась информация о том, что вы были против заключения длительного контракта с Мостовым.

- Скажу так: если бы я был против, Мостовой в «Зените» не играл (Улыбается) Поверьте, мое влияние на ситуацию было весьма велико, мы подписывали Андрея с прицелом на «Зенит-2», но не на первую команду, что полностью входило в мою зону ответственности. Да, его первое соглашение было рассчитано на четыре месяца, но за это время Мостовой смог показать свой потенциал, после чего с ним был заключен более длительный договор. Вряд ли, взяв Мостового в ФНЛ, я был бы против его присутствия в системе «Зенита» - согласитесь, это было по меньшей мере странно.

- Мостовой хорошо выглядел в «Сочи», однако в «Зените» получает немного игрового времени. Как, на ваш взгляд, поступать двадцатидвухлетнему полузащитнику: ждать своего шанса, продолжать конкурировать с Дриусси, или вновь уходить в аренду?

- Я думаю, эту тему надо поднимать зимой. Учитывая все обстоятельства, шанс в «Зените» у Мостового обязательно будет. Если он хорошо проявит себя на тренировках и в играх, докажет, что может на равных конкурировать с другими футболистами, то мы увидим его не только в чемпионате и Кубке России, но и в Лиге чемпионов. Если же Мостовой по каким-то причинам не будет проходить в состав, то действительно лучше уйти за игровой практикой, однако, повторюсь, потенциал у Мостового есть.

- Вас упрекали за то, что вы якобы закрыли дорогу в «Зенит» нынешнему полузащитнику ЦСКА и сборной России Ильзату Ахметову.

- Ситуация с Ахметовым выглядела так: он пришел в «Зенит» на просмотр свободным агентом, длительное время тренировался с главной командой, окончательное решение по нему должен был принимать главный тренер.

- То есть решающее слово, нужен ли Ахметов основному составу, оставалось за Сергеем Семаком?

- Да. Я высказал такие соображения: при данном подборе игроков Ахметов в лучшем случае будет игроком ротации. В итоге ему был предложен максимального возможный финансовый контракт уровня «Зенита-2». Учитывая потенциал Ахметова, «Зенит» был готов к сотрудничеству, однако агента финансовая сторона не устроила. На мой взгляд, Ахметов мог проявить себя во второй команде, доказать Семаку свою конкурентоспособность, в дальнейшем реализовать себя в основном составе, однако сторона Ахметова на это не пошла. Наверно, в итоге для Ахметова все сложилось лучше, нежели если бы он остался в «Зените».

- Вас упрекают за нерентабельную сделку по уходу и возвращению Кругового, надежно сыгравшего с «Тамбовом».

- Уход Кругового можно было бы на меня повесить в том случае, если бы я расторг действующий контракт, либо продал парня за небольшие деньги в «Уфу». Однако этого не было. Круговому был предложен, на мой взгляд, хороший, мотивационный договор, но сдерживающих рычагов мы не имели. Сам Круговой, перейдя в «Уфу», заявил, что в Петербурге не ценят своих игроков, в «Зените» странная ситуация с молодыми футболистами. То есть причина не в том, что мы не договорились по финансам, а в нежелании самого Кругового на тот момент оставаться в «Зените». При этом с Круговым мы проводили много бесед: парню объясняли, что с учетом дефицитности его позиции шанс обязательно будет, его планируют подпускать к основе, по деньгам все решено, но он не поверил, повелся на уговоры агентов и ушел в «Уфу». В итоге же все получилось так, как я говорил: в определенный момент «Зенит» подтвердил интерес к нему, сделав хорошее, предметное предложение.

- Возвращение Александра Васютина - ваша инициатива?

- У Саши заканчивался контракт с «Зенитом», мы, по аналогии с Круговым, предложили ему продлить соглашение, на что Васютин ответил категорическим отказом. Дело было не в финансах, Саша сразу сказал приблизительно так: «Сколько бы мне не дали денег, подписывать ничего не буду, потому что хочу играть». В итоге Васютин уехал на полноценный контракт в Норвегию, неплохо проявил себя в новых условиях, играл в Лиге чемпионов. Через какое-то время мы вернулись к его кандидатуре: Саша - доморощенный футболист, перспективный вратарь, мы в это время отдавали Бабурина, которому требовалась равноценная замена. Устраивает ли Васютина нынешняя ситуация - отдельный вопрос.

- Не поэтому ли «Зенит» делает предложение молодому вратарю «Краснодара» Денису Адамову?

- Видимо, да. Вполне вероятно, Васютин уйдет в аренду, ему необходима игровая практика. В противном случае он останется в роли третьего, вечно перспективного вратаря.

- Почему «Зенит» не стал продлевать контракты с Бабуриным и Рудаковым?

- Все вопросы по голкиперам обсуждаются с главным тренером и тренером вратарей. У Михаила Юрьевича Бирюкова есть собственное мнение по вратарской позиции с точки зрения структурности, общего понимания перспектив и сегодняшних возможностей. В команде пришли к выводу, что для дальнейшего прогресса Егору и Максиму надо было играть на уровне РПЛ, однако в их контрактах есть пункт о возможности возвращения в «Зенит».

- Каличава, Рыбиков, Гойло, Одоевский, Кизеев, Бабурин, Рудаков, Обухов - одни случались, другие ещё будут безуспешно стучаться в двери главной команды, пока есть Лунев и Кержаков. Аналогичная ситуация складывалась в «Зените» и во времена Малафеева и Чонтофальски. Что делать молодым голкиперам? Ждать своего шанса, или уходить в аренды, на полноценные контракты, не теряя надежду пробиться в «Зенит», как это сделали Кержаков и Васютин?

- Поверьте, тренеры «Зенита» оценивают вратарей предельно объективно. Но для того, чтобы зацепиться за главную команду, ребятам надо постоянно показывать на тренировках нечто выдающееся. Все вратари из структуры клуба - хорошие голкиперы. Они обучены, обладают определенными характеристиками, наделены важными физическими и психологическими качествами, однако для выступления за «Зенит» необходимо нечто большее. Если же голкипер регулярно допускает ошибки, это еще больше перекрывает дорогу в главную команду. У одних есть игровые недостатки, другим не хватает характера, третьим антропометрии - словом, из отдельных набросков и складывается общая палитра. Подчеркну, что у всех перечисленных вами вратарей был реальный шанс зацепиться за основу, каждый стабильно приглашался на тренировки главной команды, где тренеры получали наглядный материал для анализа. Если они не убедили Сергея Богдановича Семака и Михаила Юрьевича Бирюкова, не показали высокий уровень надежности, не смогли чаще спасать в двусторонних играх - значит, пока не соответствуют уровню «Зенита». Никаких других причин, кроме спортивных, нет и не может быть.

- Тоже самое касается и полевых игроков - Гасилина, Каккоева, Рукаса и других?

- Абсолютно верно. Эти ребята не показывали такую игру, как Мостовой, Прохин, Шамкин, которые на несколько лет младше их. У названных вами игроков шансы закрепиться в основе были, они и тренировались, и ездили на сборы, и играли товарищеские игры с главной командой. Их видели в деле Рибалта, Семак, Тимощук, я, и, поверьте, если кто-нибудь разглядел неувиденный ранее потенциал, почувствовали, что есть, за что зацепиться, ребятам предоставили бы еще одну попытку. К сожалению, в данный момент этого не произошло.

- По-прежнему существует несколько версий прихода в «Зенит» Антона Заболотного. Я летал к Черному морю, чтобы лично побеседовать с нападающим «Сочи», Заболотный прямым текстом сказал, что его приглашал в «Зенит» лично Роберто Манчини. При этом некоторые болельщики по-прежнему убеждены, что трансфер Заболотного был навязан итальянскому тренеру извне, в том числе вами, в то время как сам Манчини требовал от менеджмента клуба подписать Федора Смолова.

- Манчини хотел и того, и другого. К сожалению, люди порой домысливают, запускают в информационное пространство выгодные им версии, после чего разбивать стереотипы становиться не то, что невозможно - глупо. Ключевой фигурой в «Зените», принимающей решение о присутствии игрока в команде, является главный тренер, желание осуществить тот или иной трансфер идет исключительно от него. Далее любой игрок хочет обсудить свои перспективы с наставником команды: почему он его приглашает, на какой позиции видит, кто будет конкурировать, рассчитывает ли на него как на основного футболиста, или как на игрока ротации. Странно слышать утверждение, что я якобы навязал Манчини Заболотного хотя бы потому, что между первым контактом Заболотного с «Зенитом» и моим приходом в клуб прошло всего пятнадцать дней - за это время просто невозможно вникнуть в детали, обговорить кандидатуры с Манчини и начать вести какую-то деятельность. Еще раз подчеркну: инициатива по любому приходящему в «Зенит» игроку - Оздоеву, Набиуллину, Заболотному - исходила от главного тренера. В мои обязанности входили переговоры даже не по трансферам между клубами, а по их личным условиям, где я мог общаться в рамках определенного финансового диапазона. Не скрою, моей задачей было соблюсти максимально выгодные условия для клуба, но и с учетом того, чтобы футболисты в итоге подписали контракт. Так это и произошло в случае Оздоева, Набиуллина и Заболотного.

- Что в итоге не получилось со Смоловым?

- Многое: договориться с «Краснодаром», агентами. Были определенные нюансы по финансам, со стороны «Зенита» были попытки сделать трансфер максимально более прибыльным. Представители Смолова и «Краснодара» шли на определенные уступки, не было такого, чтобы они жестко сказали: «Двигаться не готовы». Нет, все обсуждалось, однако на существенные финансовые подвижки ни агенты, ни «Краснодар» не согласились.

- Обсуждались ли другие трансферы в «Зенит» из команд первой пятерки чемпионата России?

- Практически по всем игрокам национальной сборной, которые на тот момент не были ведущими игроками своих клубов, а сейчас таковыми являются, велись переговоры или первичные консультации. Иными словами, существовали некие цифры, от которых «Зенит» был готов отталкиваться. В контрактах некоторых футболистов были прописаны отступные, за которые можно было выкупить игрока в случае, если будет достигнуто соглашение по личным условиям. Существовали предварительные договоренности по игрокам с большим потенциалом, способным составить конкуренцию в «Зените», которые либо приглашались на сборы национальной команды, либо были в числе кандидатов. Такой невидимой невооруженным взглядом работы проводилось очень много.

- В списке потенциальных новичков «Зенита» фигурировал Джикия?

- С ним было сложнее, потому что Манчини не видел его в составе, хотя и по нему, и по Головину, и по Миранчукам, мы прощупывали почву. Это не значит, что «Зенит» вел переговоры и вот-вот должен был их подписать, но определенная работа по этим игрокам велась. Я прекрасно понимал, какие игроки российского чемпионата могли бы быть интересны «Зениту», зондировал почву на предмет их перехода, поскольку в любое трансферное окно главный тренер мог сказать, что хочет видеть этого игрока в команде. У меня же на этот случай почва была подготовлена, сформировано первичное понимание.

- Зарубежными трансферами в тот момент занимался другой человек.

- Да, Чинквини. Он очень ревностно относился, когда мне звонили агенты из-за рубежа. Чтобы не было недопонимания, я сразу передавал ему всю информацию, хотя меня пытались обвинить в том, что я за его спиной вел переговоры по иностранцам. Это не соответствовало действительности, в данный фронт работы я никогда не лез, поскольку изначально все было четко оговорено. Да, некоторые нестыковки существовали - например, когда давно знакомые нам легионеры выходили на российский рынок - Нобоа, Джорджевич. Однако мы и в этом направлении старались работать сообща.

- Ракицкий, Барриос, Азмун - креатуры Семака или Рибалты? В этом вопросе много расхождений.

- Мне сложно комментировать этот период времени, поскольку функции спортивного директора уже исполнял Хавьер. Да, я был в курсе, что по названным вами фамилиям ведется работа, но напрямую в переговорах не участвовал. Лишь по Азмуну у нас была одна совместная встреча с Хавьером, когда я выполнял функции переводчика.

- Бытует мнение, что вы не смогли найти общего языка с Рибалтой и в том числе поэтому покинули «Зенит».

- Нет, с Хавьером мы сразу расставили акценты: он спортивный директор, я его заместитель. Рибалта очертил мой фронт работы: молодежка, «Зенит-2». Если какие-то игроки не будут востребованы в главной команде, переговоры по их трудоустройству тоже вел я - просто потому, что мне, носителю языка, это было проще. Все решения принимались на базе в Удельной в присутствии главного тренера.

- Почему, на ваш взгляд, затягивается история с Далером Кузяевым? Что лично вам мешало подписать с ним новое соглашение минувшей зимой или даже осенью 2019-го года?

- Прошлой осенью я уже не был вовлечен в дела основной команды. Это раз. А во-вторых, не только у Кузяева, но и у клуба и главного тренера есть собственное видение ситуации. По моему опыту, если игрок нужен любой ценой, то с ним все-таки договорились бы.

- Давайте поставим точку в истории с Дзюбой.

- Мне бы не хотелось больше поднимать эту тему. Свою позицию по конфликту я несколько раз озвучивал в прессе, и раз Артем не ответил, тем самым фактически согласившись с моей точкой зрения. У меня есть четкое понимание, что разногласия возникли не из-за медобследования - данная работа вообще является зоной ответственности медицинского департамента. Решение по Дзюбе принял главный тренер, дальше велась работа по трудоустройству игрока. Точка.

- У вас нередко возникали сложные ситуации с разными людьми, но со всеми рано или поздно вы восстанавливали взаимоотношения. Если Дзюба проявит инициативу, будете готовы к общению, или дистанция столь велика, что ее уже никак не сократить?

- Вы знаете, можно сказать, что мое неприсутствие в нынешнем «Зените» отчасти стало следствием позиции и слов Дзюбы, однако зла на него я не держу. В принципе, я даже могу его понять: я делал свою работу, Артем отчасти стал ее заложником, впоследствии не захотел понимать и принимать ситуацию и посчитал, что его интересы ущемил Малафеев. Да, Дзюба высказывал неправильные вещи, говорил то, чего не было, но мне с Дзюбой делить нечего, если он захочет пообщаться, я в глаза еще раз объясню ему тоже самое. Мне кажется, если мы бы раньше смогли встретиться тет-а-тет, конфликта наверняка удалось бы избежать.







Читайте также:
0 / 0
15948 106
Футбольные новости
23 0

Сенников: «Не думаю, что РПЛ надо брать пример с АПЛ с отказом от болбоев»

Бывший защитник московского «Локомотива» и сборной России Дмитрий Сенников в ...

33 0

Лев Лещенко признался, что у него уже написана песня на случай чемпионства «Динамо»

Народный артист РСФСР и болельщик московского «Динамо» Лев Лещенко заявил, что у ...

40 0

Агент Щенникова: На данный момент интересных предложений нет

Агент защитника Георгия Щенникова Сергей Пушкин поделился с «РБ Спорт» ...

64 0

Защитник «Факела» Сенхаджи: РПЛ намного выше по уровню второй лиги Франции

Алжирский защитник «Факела» Райан Сенхаджи высказался о переезде в Россию и ...

80 0

Игрок «Ламии» Тошич предположил, почему в чемпионате Греции играет большое число россиян

Бывший футболист московского ЦСКА Зоран Тошич, выступающий за греческую «Ламию», ...

106 2

Денис Макаров: я не люблю журналистов

Полузащитник московского «Динамо» Денис Макаров признался, что не любит ...

265 1

Зоран Тошич: если в ЦСКА посчитают, что я могу помочь, буду рад вернуться в любой должности

Бывший футболист ПФК ЦСКА Зоран Тошич заявил, что был бы рад вернуться в московский ...

Голосование

Кто выиграет Кубок России 2023/24?

ЦСКА
45.8%
Зенит
38.6%
Спартак
6.8%
Балтика
2.5%
Локомотив
0.4%
Динамо
3%
Другой клуб
3%
Популярное
14646 225

В "Зените" объяснили, почему не отменили матч с "Црвеной Звездой"

Официальное заявление футбольного клуба «Зенит».

1750 206

Максим Митрофанов ответил на вопрос о конфликте интересов Александра Дюкова

Генеральный секретарь РФС Максим Митрофанов ответил на вопрос о конфликте ...

16072 96

Чалов ответил на вопрос о переходе в другой российский клуб

Нападающий ЦСКА Федор Чалов отреагировал на несостоявшийся переход в «Зенит» ...

1442 82

Митрофанов: «В УЕФА не могут объяснить, почему Россия отстранена, а Израиль — нет»

Генеральный секретарь РФС Максим Митрофанов высказался о решении ФИФА и УЕФА ...

1510 62

Максим Митрофанов раскрыл подробности срыва трансферов Фалькао и Моутинью в «Зенит»

Бывший генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов раскрыл подробности ...

Сейчас обсуждают